Военно-историческое поселение
Доронино


Газета «Можайское обозрение», 21 июля 2006 года.
Рубрика «Можайские истории».

«ХРАНИТЕЛЬ ИСТОРИИ»

(Как вертолетчик стал директором музея)

Увеличить изображение

На празднике «Стойкий оловянный солдатик», проходившем в последнее воскресенье мая на Бородинском поле, предложили мне посетить живой музей в Доронино. Словосочетание «живой музей» заинтриговало: по мне музей - это что-то нафталиновое, замерзшее, которое велено «руками не трогать». Тогда почему «живой»?

И как же утерпеть, если музей этот в десяти минутах езды «по железке» и находится на территории Бородинского заповедника? Вот и состоялось в самом начале лета моя удивительная поездка в прошлое.

Не на машине времени, конечно, добиралась. Повезло с оказией: микроавтобус «Можаич» подбросил до поворота на деревню Шевардино. Далее дорога моя пролегла мимо недавно установленного памятника французскому воинству . Обошла я вокруг высокой стелы с орлом и надписью «Мертвым Великой армии». Никаких чувств не испытала. Только вспомнилось историческое «Кто с мечом к нам придет...» да подумалось: «Широко ты, поле Бородинское, широка душа русская».

Еще минуты три пересекала я заповедное поле до бывшего переезда и с высоты железнодорожного полотна увидела то самое военно-историческое поселение в деревеньке Доронино. Деревянный дом довоенной поры с дворовыми постройками, в огороженном дворе шатровая солдатская палатка эпохи Отечественной войны 1812 года, телега с оглоблями. Вместо ворот - деревянный шлагбаум да будочка при нем в косую черно-белую полосу. Под навесом пушка уставилась дулом в горизонт. Безлюдно. Пьянящий запах свежескошенной травы, птичье пение - утро деревенское! Из дома вышла девушка Ирина - волонтер из Москвы, она стала отвечать на мои первые вопросы о музее. А тут и хозяин на крохотном мотоцикле подъехал, сам продолжил экскурсию по подворью.

Один из реконструкторов Бородинского сражения Владимир Петров пошел немного дальше своих друзей по увлечению. Участвовать два-три раза в году в реконструкции боевых действий ему показалось мало, «запал» он на историю русского быта. И вот два года назад бывший борт-инженер военного вертолета Ми-24, капитан запаса Владимир Иванович Петров перевез свою семью, жену и двоих детей, из столицы в деревню Шевардино. В ближнем Доронино купил деревянный дом и сделал ни много, ни мало - музей русского быта начала XIX века. Но ему и этого недостаточно. Его идея - создать живой музей, чтобы каждая вещь в нем служила по надобности. Так и выходит: и полати, и печь, и чугунки разной величины, и дрова, нарубленные впрок, и пушечка - все здесь используется по своему прямому назначению. Но Владимир Петров идет дальше.

Не просто зрителями оживших картин постоя русских солдат в крестьянской избе, а участниками военных драматических событий становятся посетители живого музея. А помогают им в этом члены военно-исторических клубов Москвы, охотно бывающие в Доронино.

Кто видел, кто участвовал, тот не забудет маневры, успешно проведенные здесь в середине мая этого года. Досталось тогда от гвардейцев-семеновцев французской колонне, следовавшей мимо Доронино в Ельню. Наступление пехотинцев поддержала русская кавалерия. В отчаянной перестрелке французы были отброшены, а селение Доронино в ночь с 13 на 14 мая осталось за русскими.

Володя - счастливый человек. Его увлеченности можно позавидовать. Он создает свой мир и щедро делится своими новыми знаниями, которыми не кичится. И еще Володя и его жена Наташа - очень благодарные люди. Видимо поэтому так охотно деревенские жители и гости, приезжающие издалека, несут им предметы крестьянского обихода, завалявшиеся где-то на чердаках. Как же радуется тогда Владимир любому ухвату, утюгу ли на углях, прялке ли резной или выпаханной на ближайшем огороде простой пуговице солдата наполеоновской армии. Уж совсем было рассыпалась у кого-то маслобойка деревянная, но принесли сюда, а хозяин доволен: «Спасибо! Я ее стяну обручами, отчищу, игрушечку сделаю».

Вот он рассказывает во дворе, как устроена пушка, как производится выстрел из нее. Слышу новые для себя слова: пробойник, банник, заглушка, распыжовник, натруска. Оказывается, к небольшой с виду пушечке приставлен был расчет - аж восемь человек, и у каждого в бою была своя функция. А рассказчик Владимир замечательный. По крупицам собирает он исторические сведения о русском быте начала XIX века. Рассказывая о чем-либо, он сам снова и снова удивляется самобытности русского народа: «Сейчас читаю только мемуары, в них информация достовернее. А тут вот книгу Милова «Великорусский пахарь» открыл для себя и зауважал предков: начиная с конца XVIII века никаких полуземлянок, в домах полы деревянные, отопление «по-белому».

Все время при нашем разговоре рядом с отцом находится трехлетний сын Николка. У Коляни глаза большие, живые, все впитывают в себя. Он то хозяином по избе-музею расхаживает, то убор головной офицерский примеряет. А дочь Катюша, тринадцатилетняя, - девица городская, столичная, в Москве с бабушкой и дедушкой живет. Бывая в наших местах, присматривается, как ловко мама машину водит, как тесто на пироги заводит.

Кстати, про выпечку: Владимир намерен в русской печи освоить домашнее хлебопечение. Стоит ли сомневаться, что задумка получится, ведь его жена Наталья - классный повар-кондитер. Несколько лет она работала в столичном ресторане «Узбекистан», торты эксклюзивные делала на заказ. Владимир рассуждает: «Подобные этнографические музеи есть в России, но в них нет действия. Концепция живого музея в стране не развита. Я вот мечтаю лошадку завести, соху раздобуду. Желающие могут в косоворотке за лошадью походить, огород вспахать или попробовать себя в солдатском деле: своими руками отлить свинцовые пули и увезти их домой на память о Доронино. Я уже заказал кузнецу пулелейку. А пока гости на поле маневрами занимаются или мирным трудом, хозяйка на глазах у гостей в русской печи хлеб выпечет, а потом поднесет теплую горбушку с кринкой молока или кваса. В каком еще музее вас так порадуют?»

Намерен Владимир Петров помимо баталий играть в Доронино народные праздники. Пробные игрища на Масленицу понравились всем приехавшим в поселение. Около тридцати взрослых и детей от души полдня веселились на морозе. Катались с горки, на бревне мешками бились, состязались в метании настоящего артиллерийского ядра. А женщины валенок кидали, кто дальше. Как сотню лет назад развлекался народ забавами предков. А потом все покреплялись традиционными русскими закусками и напитками, и, конечно же, вкуснейшими блинами.

Членам исторических клубов нравится бывать в гостях у Петровых. Только позови, примчатся, побросают дела насущные, только бы волю почувствовать да в маневрах поучаствовать. Дымком пропахнуть от костра да воздухом подмосковным надышаться. Вот уж где никуда спешить не надо, так это в Доронино. Здесь на философию тянет, поневоле о смысле жизни задумываешся, все ли правильно делаешь, не суета ли сует все. «Дни меланхолии у меня тоже бывают, - говорит Володя. - Это от финансовых проблем». И то правда: любое хобби - вещь затратная, а тут попробуй такую идею в жизнь воплотить. Но супруги Петровы не одни. У их проекта много друзей, единомышленников и партнеров. В тесном контакте работают они с Бородинским музеем-заповедником. Владимир не представляет без этого своей работы: «Раз мы на Бородинском поле находимся, значит, первым делом гости должны ознакомиться с его памятными местами». Экскурсии по Бородинскому полю являются обязательными перед посещением живого музея в Доронино.

Конечно, было бы наивно рассчитывать, что все в музее бесплатно и что в любой день приедете, а вас в Доронино ждут отряды русской и французской армий, чтобы разыграть баталии. Реконструкторы, москвичи в основном, - люди серьезные и занятые. Но если регулярно заглядывать на сайт «Доронино», то можно заранее узнать, когда там намечаются очередные маневры или народное празднование. И тогда Владимир Петров обещает вам всю полноту ощущений от прикосновения к оживающей истории. А что я увидела в самой избе - ни за что не расскажу! Только открою секрет, что во всех характеристиках меня называют «сдержанной». А тут, открыв дверь, я закричала от восторга, потому что на самом деле я шагнула в свое детство, которое прошло в такой же избе под Красноярском. Иностранцы говорят, что в русской избе за прошедший век мало что изменилось: те же печи да половики домотканные по всему полу, образа в красном углу, черно-белые фотографии по стенам, подзоры выбитые на кроватях да подушки горкою. Что ж, со стороны виднее. А вот выросшим в мегаполисе да в дачных особняках ново-русским подросткам все в диковинку. Хотя многим их родителям еще доводилось бывать в русских избах да молочко парное пить у бабушек.

Всем, кто хочет вспомнить свое босоногое детство, предлагаю съездить в Доронино.

Елена АЛИГОЖИНА.

 
© 2006, ООО «Доронино».
При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на источник обязательна. Информационная поддержка сайта осуществляется интернет-проектом «1812 год».
Сайт сработан вручную без единого гвоздя мастеровым человеком Олегом Валентиновым сыном Поляковым в году 2005 от Рождества Христова.