Военно-историческое поселение
Доронино



Стойкий оловянный солдатик

Здесь не притворяются,
а действительно живут так,
как жили наши предки.

Стойкий оловянный солдатик ...Он был лётчиком, а стал гусаром и теперь в одиночку восстанавливает то, что разрушалось в предыдущие восемь десятков лет.

31 мая Бородино вновь окажется в эпицентре боевых действий. На поле русской славы выйдут лейб-гвардии Семёновский полк, Польский уланский полк, Павлоградский гусарский полк и др. Только будут это не боевые части, а военно-исторические клубы. Павлоградскими гусарами будет руководить Владимир Петров, в прошлом - лётчик, в настоящем - поручик и создатель уникального военно-исторического музея-поселения «Доронино», что находится возле деревни Шевардино.

- Мне, когда начал заниматься музеем, пришлось много ездить по области, - рассказывает Владимир Петров. - И знаете, с чем я столкнулся? Мы традиции свои почти все растеряли. На Севере в глухих деревнях бабушки не только традиции сохранили - у них в сундуках порой лежат сарафаны, которые им ещё от бабушек по наследству перешли. А москвичи и жители Подмосковья под воздействием цивилизации избавляются от старых вещей, которые кажутся ненужными в новой жизни. А вместе с вещами избавляются и от своей культуры.

Выжить - только всем миром

Стойкий оловянный солдатик

Петров своё «Доронино» называет «живой музей». Здесь нет витрин за стеклом и строгих бабушек-смотрительниц. Вместо них - парни из Павлоградских гусар. В дни военных праздников - на 23 Февраля, 9 Мая, на День России - во двор выкатывают пушку, а на костре в котелке кипит, источая аромат корицы и горячего вина, настоящая гусарская «жжёнка». Здесь знают только одно слово - «можно». Можно по самый локоть залезть в дуло пушки, можно прицелиться из винтовки начала ХIХ века, чтобы самому оценить, сколько она весит и как дорого было заплачено за ту далёкую победу. Можно посидеть рядом с солдатом Советской армии, что обосновался в углу дровяного сарая, - печка-буржуйка, старенький радиопередатчик, плащ-палатка на плечах. А в русской печи уже томятся щи - такие, каких ни в одном ресторане не попробуешь.

- На Западе эта идея «живой истории» очень распространена. Представьте: средневековый замок. В нём живут люди. Именно живут, а не рабочий день проводят. Носят костюмы соответствующей исторической эпохи, занимаются ремёслами того периода и не обращают никакого внимания на приехавших туристов.

Я вам честно признаюсь: до появления в моей жизни «Доронино» я никогда не думал, что займусь крестьянством. Для меня это казалось какой-то грязной, низкой работой. А когда сейчас окунулся в эту среду, понял: это далеко не грязно! Нет, именно на такой работе, на простых крестьянских семьях вся Россия и держалась. Ведь на Руси люди издавна привыкли жить сообща. Ты сегодня попробуй пригласи соседа дом построить! Он на тебя так посмотрит… А тогда избу рубили сообща, урожай убирали тоже вместе. И праздники гуляли всей деревней. В семье глава - отец, в деревне - староста. И он - всему голова. Царь - да, хорошо, его уважали, боялись. Но царь-то - он где? Далеко! А здесь, в деревне, в селе, - своя микроячейка, свой микрокосмос со своими законами, которые покрепче писаных были.

Помните аварию на Чагинской подстанции несколько лет назад? Когда Москву парализовало? На дорогах хаос полный, в домах ни воды, ни света нет, еду приготовить не на чем. Не дай бог, случится что-нибудь более серьёзное - город вымрет. А нам тут не страшно. Печь натопим, приготовим в ней покушать. Поймите, я не призываю вернуться назад, к лучине. Но знать, как жили предки, а главное - опыт, который они для нас с вами веками нарабатывали, перенимать необходимо.

Цена хлеба

Стойкий оловянный солдатик

- Люди тогда не только к природе, но и к Богу ближе были, - продолжает Петров. - И религиозность на пользу шла. Мысль о том, что есть кто-то там, наверху, кто за тобой постоянно следит, дисциплинирует. И это важно! Ты ребёнка к этой мысли начинаешь приучать с малолетства, водя с собой в церковь за руку. Он это впитывает, и возникает больше шансов, что он вырастет с таким Божьим приглядом порядочным человеком. Знаете, мне очень понравилась история про боярыню Морозову. В разгар поста она пришла к своему духовнику и повинилась: «Батюшка! Не знаю, что делать. Боюсь, не устою. Так мяса хочется!» А он ей ответил: «Матушка, да кушай ты всё! Только людей не надо!» А мы ведь иногда языком даже своих домочадцев так «кушаем»! А через уши до сердца-то всё быстро доходит!

Вот вы спрашиваете, зачем я это всё затеял. Когда всё начинал, толком и сам не знал зачем. А сейчас появился смысл жизни. Восстановить, что-то сделать… Были бы у меня сейчас деньги, знаете, что бы я сделал? Сперва сельцо бы достроил, потом вот там, на горке, поставил часовенку. А оставшееся отдал бы отцу Василию - он в соседнем сельце Сивково восстанавливает церковь. Я бы ему эти деньги отдал совсем не из-за того, что такой уж верующий. Но кому-то это надо делать!

Как сказал кто-то из великих: человек, не знающий своего родства, недостоин Отчизны. И это справедливо!

Источник:
«Аргументы и факты» №22, 27 мая 2009 г. (Автор: Юлия Шигарева, фото Сергея Иванова).
http://www.aif.ru/society/article/27074

 
© 2009, ООО «Доронино».
При полном или частичном использовании материалов активная ссылка на источник обязательна. Информационная поддержка сайта осуществляется интернет-проектом «1812 год».
Сайт сработан вручную без единого гвоздя мастеровым человеком Олегом Валентиновым сыном Поляковым в году 2005 от Рождества Христова.